Развитие месячного ребенка

Прошел период новорожденности, родители малыша освоились со своими новыми ролями, научились ухаживать за ребенком, адаптировались к его режиму сна и бодрствования, ознакомились с основными принципами вскармливания. Казалось бы, дальше всё пойдет по протоптанной тропинке, но, как гласит народная мудрость, чем старше детки, тем больше бедки.

Развитие месячного ребенка оценивают обычно по двум основным показателям – это физический и нервно-психический аспекты.

Физическое развитие

К показателям физического развития относятся антропометрические данные (это то, что можно измерить количественно):

  • длина тела;
  • вес;
  • окружность головы;
  • окружность грудной клетки.

Рост и вес месячного ребенка может значительно отличаться у разных малышей, так как рождаются все разными, и условия развития у всех также неодинаковы. Существуют таблицы антропометрических данных у каждого педиатра, благодаря которым оцениваются показатели роста малыша. Для девочек и мальчиков также существуют различия.

Девочки
от 1 до 2 месяцев
Мальчики
от 1 до 2 месяцев
Масса3,3-5,1 кг (в среднем 3,8-4,5 кг)3,3-5,4 кг (в среднем 4-4,7 кг)
Длина тела48,5-57,3 см (средние значения — от 52 до 55 см)49,5-57,3 см (средние показатели — 53-56 см)
Окружность головы33,8-39,5 см (чаще всего 36-38 см)34,8-39,8 см (средние данные — 36-38 см)
Окружность груди32,9-39 см (35,3-37,4 см)33,3-39,4 см (35,4-38 см)

информацияСледует отметить, что развитие месячного ребенка и изменение параметров роста индивидуально, но все же в среднем с 1 по 2 месяц жизни ребенок должен прибавить 800 г массы, вырасти на 3-4 см, окружность головы должна увеличиться в среднем на 2-2,5 см, а окружность грудной клетки — на 2 см.

Если малыш растет по всем показателям удовлетворительно, то причин для беспокойства нет. Если отмечается дефицит массы тела, то следует обратиться к педиатру с данной проблемой и решить, что необходимо ребенку. Опережение показателей также требует консультации специалиста, так как это может быть как вариантом нормы, так и признаком начинающейся патологии.

Нервно-психическое развитие

Ребенок в 1-2 месяца осваивает следующие навыки, которые свидетельствуют о его нормальном нервно-психическом развитии:

  • ребенок отличает звуки, их интенсивность и тональность, может раздражаться от грубых голосов и неприятных звуков;
  • малыш реагирует на обращенную речь, понимает, где голос родного человека, а где чужого, узнает интонации голоса матери;
  • он фиксирует взгляд на ярких предметах, лицах, следит за их передвижением глазками;
  • у ребенка начинает формироваться и закрепляться цветное зрение, он с охотой рассматривает полосатые и клетчатые предметы, насыщенные цвета;
  • удерживает голову сначала неуверенно, но с каждым днем дольше и без маминой помощи, поворачивает ее на звуки и яркие предметы;
  • при положении лежа на животе может поднимать головку и плечевой пояс, при соприкосновении стопами с твердой опорой может пробовать совершать ползающие движения;
  • активно потягивается ручками, двигает ими в разных направлениях, сгибает и разводит ножки;
  • создает некое подобие улыбки, ближе к двум месяцам учится управлять мимикой и улыбается уже более уверенно и в соответствии с эмоциями;
  • начинает гулить при обращении к нему, при изучении окружающего мира;
  • активно развиваются тактильные рецепторы в коже, поэтому, прикасаясь к разным предметам, уже понимает, что приятное и теплое, а что вызывает дискомфорт;
  • гораздо больше бодрствует, так как время на сон сокращается до 16-18 часов, в остальное время малыш охотно познает мир;
  • тонус мышц становится не таким скованным и ограниченным, поэтому ребенок освобождается из позы эмбриона, раскрепощая себя в движениях.

При осмотре педиатр обязательно обращает внимание на безусловные рефлексы, которые дают ему информацию о развитии нервной системы, миелинизации (покрытии специальной оболочкой, которая участвует в проведении импульсов от рецепторов к центрам головного мозга и обратно) нервных волокон и особенностях функционирования головного и спинного мозга.

дополнительноПроверка этих рефлексов вовремя позволяют заподозрить наличие изменений в нервных структурах. Это несложные техники, которые любая мама может провести в домашних условиях, но грамотно расценить их может только опытный специалист.

Чаще всего педиатры всей планеты проверяют такие рефлексы:

  1. Поисковый – если ребенку к уголку рта приложить палец или пустышку, то он поворачивает головку к раздражителю и опускает уголок рта, стараясь как бы обхватить предмет губами. Этот рефлекс постепенно угасает, так как у малыша развивается зрительный анализатор, и он уже в состоянии созерцать грудь матери или бутылочку со смесью.
  2. Хоботковый рефлекс – малыш вытягивает губки вперед при легком постукивании по ним пальцем.
  3. Рефлекс Бабкина – если ребенку слегка надавить пальцем на серединку ладошки, то он откроет ротик.
  4. Защитный рефлекс проявляется тем, что при положении ребенка на животе он поворачивает голову набок.
  5. Рефлекс Робинсона – если вставить ребенку в ладошку палец, то он сжимает пальцы в кулак так сильно, что его можно поднять вверх и долю секунд он будет удерживаться в положении навесу.
  6. Рефлекс Моро — если стукнуть руками о поверхность, на которой лежит дитя, то он сначала разведет ручки, а потом скрестит их на груди, как бы обняв себя.
  7. Рефлекс опоры и автоматической ходьбы — если ребенка поднять и поставить стопы на поверхность пеленального столика, то он упрется ножками в нее и сделает несколько движений вперед, что похоже на шагание.
  8. Рефлекс Бауэра — когда ребенок лежит на животике, можно подставить ему под подошвы ладошку. Он упрется в нее и совершит несколько движений вперед по типу ползания.
  9. При проведении пальцами вдоль позвоночного столба малыша, он совершит разгибание тельца, задвигает ручками и ножками и поднимет голову. Этот рефлекс довольно болезненный, поэтому может вызвать крик.
  10. Рефлекс Бабинского можно вызвать, если провести пальцем по стопе малыша. При проведении от пяточки к пальцам он веерообразно разведет пальчики, а при нажатии под бугорком большого пальца — согнет их.
  11. Крайне неприятный рефлекс Галанта. Он может спровоцировать непроизвольное мочеиспускание и даже отхождение кала. Оценить его можно, если провести пальцами по околопозвоночным линиям от плечиков к ягодицам – малыш согнется и вытянет в сторону ножки.

Возможные отклонения

Отклонения от нормы могут свидетельствовать о повышенном или пониженном мышечном тонусе, о двигательных нарушениях, которые могут возникнуть из-за перенесенной гипоксии и асфиксии (это недостаток кислорода во внутриутробной жизни и в момент рождения крохи). В любом случае, важно проконсультироваться с педиатром и детским неврологом для того, чтобы развитию ребенка в 1-2 месяца ничего не угрожало.

Заключение

Главное, что требуется от родителей — внимание к своему ребенку. Они должны позаботиться о следующих вещах:

  • развивать эмоциональное общение, прививать любовь ребенка к музыке;
  • способствовать развитию зрения у малыша (играть с ним, показывать погремушки, игрушки);
  • развивать тактильные рецепторы (делать малышу легкий массаж, гладить его, давать ему в ручки погремушки, кубики, различные на ощупь предметы);
  • способствовать удержанию головы (для этого выкладывать малыша на живот перед кормлениями, гладить ему спинку, держать столбиком).

Забота, любовь и внимание родителей, безусловно, являются самым важным фактором в формировании личности малыша. Поэтому грамотный подход к развитию ребенка в 1-2 месяца жизни является прочным фундаментом к дальнейшему благополучию и гармоничности развития крохи.

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Внимание: все комментарии проходят премодерацию.

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных