Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Сегодня многие отдают ребенка в школу в возрасте шести лет. Однако стоит помнить, что начало обучения – это новая ступенька в жизни не только юного ученика, но и его родителей. Хорошо, если взрослые задают себе вопрос, готов ли малыш к поступлению в учебное заведение и в каком возрасте стоит это делать. Одним из факторов готовности детей к школе выступает такой познавательный процесс, как внимание.

Виды и особенности внимания

Выделяют следующие виды внимания:

  • Непроизвольное. Формируется как бы само собой. Именно этот тип является характерным для детей дошкольного возраста. Кроха не прилагает особых усилий, чтобы сосредоточиться на чем-либо. В его сознании остается то, что ярко, живо, эмоционально
  • Произвольное. Его развитие происходит с возрастом. Это достигается путем общения с взрослыми и во время игр и обучения. Такой вид внимания означает, что маленькому мыслителю приходится делать уже не то, что нравится ему, а то, что необходимо.
  • Послепроизвольное. Возникает в то время, когда волевое усилие сменяется заинтересованностью и увлеченностью.

информацияПовторим, что характерной чертой развития внимания детей дошкольного возраста является то, что оно вызывается чем-то увлекательным – внешне красивыми предметами. Сосредоточенность сохраняется до того времени, пока интересен объект.

Диагностика возможных отклонений и развивающие игры

Важно отметить, что развитие внимания у детейзависит от индивидуальных особенностей каждого из них в отдельности. Если ваш малыш болеет или часто нервничает, то соответственно он будет чаще отвлекаться, чем уравновешенные и здоровые ребята. Родители могут самостоятельно провести диагностику уровня устойчивости, сформированности и объема внимания.

Предлагаем вашему вниманию несколько тестов.

  1. Игра «Найди отличия». Ребенку предлагаются две картинки, на которых необходимо найти 10 отличий. На выполнение задания отводится 2 минуты. Результаты: 9-10 баллов – высокий уровень; 7-8 баллов – выше среднего; 5-6 баллов – средний уровень; 3-4 балла – ниже среднего; 0-2 балла – низкий уровень.
  2. «Таблица с цифрами». Предлагается таблица с цифрами от одного до 25, где числа расположены в хаотичном порядке. Ребенку необходимо находить, показывать и называть цифры по порядку как можно быстрее. Большая часть детей справляются с этим упражнением за 1,5-2 минуты практически без ошибок.
  3. «Переплетенные линии». У нас есть картинка, где нарисовано 10 переплетенных линий. У каждой из них в начале и конце стоят цифры, однако они не совпадают. Малышу необходимо проследить за каждой из линий и назвать числа, которыми обозначены линии в начале и конце. При этом нельзя пользоваться пальцем, ручкой, карандашом. Большинство ребят безошибочно выполняют это задание за 1-2 минуты.

Рекомендации

К особенностям развития внимания детей можно отнести тот факт, что ему предшествует активное овладение речью, а также формирование регулируемого восприятия. Ребенок шести лет способен увлеченно заниматься одним делом около 10-15 минут.

В любом случае родителям стоит развивать познавательные способности малыша. К таковым относятся:

дополнительноТакже не будет лишним развивать способность переключаться с одного объекта на другой, улучшать объем внимания и совершенствовать его устойчивость.

Объем внимания помогает улучшить следующее упражнение. Разложите на столе несколько предметов, пусть ребенок посмотрит на эти предметы, потом накройте их. Предложите малышу вспомнить, что было разложено на поверхности. Для развития такого свойства внимания, как концентрация, попробуйте заниматься каким-либо делом под музыку. Со временем музыку включайте громче.

Следует заметить, что объем и переключаемость у дошкольников развиты очень плохо. Для улучшения этих качеств можно предложить игру в «корректора». Дайте крохе листочек с буквами. На нем необходимо вычеркивать определенные символы, другие обводить в кружочек, третьи — пропускать. Для тех малышей, которые еще не выучили буквы, можно взять листок с геометрическими фигурами.

Родителям следует принимать активное участие во всех занятиях с малышом. Не стоит быть просто зрителем, проявляйте свои эмоции. Когда вы даете своему чаду указания, проследите за тем, чтоб они были логичными, корректными и понятными малышу. Упражнения подбирайте с учетом того, что они должны быть интересны ребенку. Соответственно задания должны немного превосходить знания и умения малыша.

Никогда не упрекайте ребенка за невнимательность, не сравнивайте его с другими детьми, а просто любите малыша и занимайтесь его развитием. Вы не успеете оглянуться, как результаты вас приятно удивят.

Юлия Литвиненко

Врач-педиатр

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Внимание: все комментарии проходят премодерацию.