Развитие речи у детей 4-5 лет

Дети в младшем дошкольном периоде проходят тот этап своего развития, когда их речь уже приобретает грамотность и логику. Это не набор связанных по смыслу 2-4 слов, а, зачастую, сложные предложения с правильной расстановкой основных и второстепенных членов предложений, глаголов и существительных, причем в падежных склонениях. У каждого ребенка этот этап проходит индивидуально, но все же у подавляющего большинства карапузов словарный запас составляет приблизительно 3000 слов.

информацияПоэтому дети уже более охотно вступают в словесный контакт, как с ровесниками, так и со взрослыми, потому что не боятся остаться непонятыми или высмеянными из-за дефектов своей речи или произношения.

Особенности речи

Малыши до 4 лет очень часто не способны охарактеризовать предмет и его качества и пытаются выразить это разведением ручек, показыванием пальчиков и т.п. Часто они сердятся, если их не понимают. Дети же 4-5 лет уже способны объяснить гораздо больше, но при этом они склонны использовать свои исковерканные слова. К примеру, одеяло они могут называть «диляло», червяка — «ползук», общий — «всехний» и так далее.

Стоит прислушиваться к таким «терминам» малыша и исправлять его, чтобы он знал, как надо говорить правильно. Не стоит ругаться, проявлять нетерпимость, потому что не сразу ребенок сможет запомнить то, что ему дается сложнее прочего. Но при каждой возможности важно напоминать, что это выдуманное им смешное слово ненастоящее и обращать внимание, как надо говорить.

Ближе к 5 годам дети очень любят разучивать стихотворения. Если уделять ребенку достаточно времени в чтении и разучивании стишков, прибауток, скороговорок, то он и сам охотно присоединяется к своеобразному «рифмоплетству». Конечно, это очень примитивные и скорее всего бессмысленные двухстрочные сочетания рифмующихся слов, но все же именно это занятие способствует развитию у ребенка речевого слуха, гармоничности речи и умения соединять слова, сходные по звучанию.

В младшем дошкольном возрасте ребятишки активно окрашивают свою речь эмоциями, жестами. Обратите внимание на правильность и уместность их выражения, показывая на своем примере то, как надо делать правильно. Дети, как губки, впитывают в себя все, что происходит в окружающем мире. Поэтому крайне важно следить и за собой. Вступайте в контакт с более замкнутым ребенком, спрашивайте его, играйте с ним, лепите из пластилина, рисуйте елочки, при этом обговаривая все, что происходит. Никогда не игнорируйте ребенка в желании рассказать что-либо, потому что это его может «замкнуть» в себе, но и не поощряйте его выдумки в том, чего нет. Он должен четко отличать действительное от вымышленного.

Еще одним аспектом хорошего развития речи на пятом году жизни служит развитие слуха. Кроме того, что кроха слушает и воспринимает привычную ему речь или иные привычные звуки, самое время помочь ему разобраться в происхождении иных звуков и шумов, на которые во взрослой жизни мы совсем не обращаем внимания.

Обязательно обращайте внимание, чтобы ребенок ориентировался, когда:

  • на кухне хлопает дверь;
  • капает вода из крана;
  • шипит газовая плита;
  • стучит нож;
  • в спальне слышен шум машин за окном;
  • скрипит стул.

Если постоянно обращать внимание крохи на подобные звуки и рассказывать об их природе, тогда ребенок к 5 годам сможет не только понимать, что их вызывает, но и характеризовать их, повторять при помощи предметов или имитировать.

Сложности в произношении

Особенно интенсивно в промежутке между 4 и 5 годами ребенок обучается произносить:

  • шипящие ([ч], [ш], [щ], [ж]);
  • сонорные ([р], [л]);
  • свистящие ([с], [з], [ц]) звуки.

Очень часто детки мешают все в кучу, не понимая разницы между шипящими и свистящими, а вместо звука [р] произносится [л]. В итоге рыба оказывается «лыбой», чашка — «цяской», щит — «ситом». Важно не пропустить мимо ушей становление шипящих и свистящих звуков у чада, потому что невнимание родителей может повлечь за собой трудности в речи еще на долгое время. Исправить такие мелкие проблемы с произношением проще у четырехлетнего дошкольника, чем у первоклассника. Но бывает и такое, что ребенок обучается недающимся ему изначально звукам и вставляет их где надо, и где не надо (на ложку говорит «рожка», на улыбку «урыбка» и т.п.).

важноОбязанность родителей исправлять малыша при каждом неправильном произношении, так как внимание только 2 часа в день, на «уроках», совсем не исправит ситуацию.

Сложности в освоении устной речи

В 4 года дитя готово изучать мир более детально, познавать сходства и различия, ориентироваться в пространстве. Родители могут помочь своему взрослеющему ребенку сравнивать между собой различные предметы, к примеру, две разные ложки. Ребенок должен понимать, что они отличаются:

  • размером;
  • цветом (одна серебристая, а она разукрашенная цветами);
  • материалом, из которого изготовлены (одна из металла, а другая — из дерева);
  • свойствами (одну можно сломать, а другую только погнуть).

Если ребенок не может сам называть отличия, то ему можно и нужно помочь с этим занятием, превратив его в своеобразную игру. Также стоит обратить внимание ребенка и на общие признаки у этих ложек (к примеру, у них есть ручка и округлый край и они обе предназначены для еды).

Малыш может рассказать сам или ему стоит напомнить, что ложку он всегда держит в одной и той же руке (этим он приучается ориентироваться, где правая сторона, а где левая), берет ее на верхней полке шкафчика (развивается пространственное мышление, когда он понимает, как это сверху, снизу, сзади или спереди). Такими простыми объяснениями в виде забавных игр ребенок получает множество информации, анализирует ее и запоминает.

Обязательно работайте над описательными моментами (к примеру, спросите у ребенка о том, какая у него кукла или машинка и пусть он как можно более детально опишет все, что знает о своей игрушке).

Часто дети не понимают разницы между вчера и сегодня, летом и зимой, утром и вечером. Обязательно объясняйте своему чаду и знакомьте его с подробными характеристиками отличия. Чтобы малыш не воспринимал такое обучение как допрос и не маялся от скуки, можно взять книгу с яркими иллюстрациями и показать ему, что зимой дети катаются на лыжах, лепят снеговика, одеваются в теплые пальтишки и вязаные шапки. И при этом пусть он участвует в «дискуссии», рассказывая, что еще такого происходит зимой или в любую другую пору года.

Чтобы кроха понял, как это сегодня, а как это завтра, нужно объяснять ему, что сегодня, к примеру, мы в магазин не пойдем, а завтра сходим. А когда придет следующий день, то объяснить ему, что завтра уже наступило, оно стало «сегодня» и мы идем в магазин.

дополнительноГлавное — включать фантазию, не бояться непонимания ребенка и как можно больше говорить с ним. Конечно, редкий ребенок сразу все поймет, но чем больше ему будет уделяться внимания, тем быстрее будет получен результат.

Основные умения

Развитие речи ребенка в 4-5 лет можно коротко охарактеризовать следующими основными показателями:

  • словарный запас достаточный для того, чтобы строить предложения в 5-7 слов;
  • речь становится понятна не только для родных, но и для посторонних людей;
  • малыш ориентируется в пространстве, отличает между собой предметы, знает их качества и может все называть;
  • ориентируется в единственном и множественном числе;
  • ребенок незатруднительно способен отыскать необходимый ему предмет по описанию или описать сам, что ему нужно;
  • способен вести диалог, отвечать и задавать вопросы;
  • готов рассказать о недавно услышанной сказке, продекламировать стишок, спеть коротенькую песенку;
  • малыш может назвать свои имя, фамилию, возраст, имена близких членов семьи, клички домашних животных.

Советы родителям

важноЕсли у ребенка есть какие-либо отклонения от нормального речевого развития, и родители сомневаются, что он не успевает за своими сверстниками, обязательно нужно обратиться за консультацией к специалисту.

В детских поликлиниках детально рассмотрят развитие вашего малыша, проанализируют степень отклонения и при необходимости направят на дополнительную консультацию к психологу, логопеду или неврологу.

От родителей требуется внимание, терпение, забота и помощь малышу в изучении окружающего мира. Нельзя игнорировать речевую пассивность ребенка, перекладывая обязанности друг на друга или объясняя нежелание работать усталостью или занятостью. Всегда можно объяснить крохе свои сложности, когда не удается быть с ним ежеминутно, и уделить время при первой возможности. Дети очень тонко чувствуют психологический микроклимат в семье, и многие проблемы в развитии речи можно объяснить именно некомфортными его особенностями. Любовь, доверие, понимание способны сотворить чудеса и вырастить ребенка полноценным членом общества.

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Внимание: все комментарии проходят премодерацию.

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности