Развитие слуха у детей

С момента рождения у человека сразу же начинают функционировать слуховые анализаторы. Начало работы всей слуховой системы приходится на 6 месяц внутриутробного развития. У новорожденных ответная реакция на достаточно громкие звуки выражается в изменении ритма пульса и дыхания, задержке сосательного движения.

информацияРазвитие слуха у ребенка в норме немного опережает речевую активность. Это выражается в неспособности детей в точности воспроизвести услышанные слова (например, слово карандаш малыш скажет, как «каландас»).

В это же время карапуз без затруднений отличит правильное произношение слова от неправильного в речи взрослого.

Формирование «речевого» слуха у детей полностью завершается на третьем году жизни.

Этапы развития слуха

  • До 3 месяцев. Кроха остро реагирует на внезапные, громкие звуки, пытается найти источники шума при помощи движений глаз или головы.
  • От 3 до 6 месяцев. Дети начинают проявлять активный интерес к различным звукам, узнают знакомые голоса, издают звуки сами.
  • От 6 месяцев до 1 года. Карапуз понимает простые слова, реагирует на простые предложения.
  • От 1 года до 3 лет. Детям нравится слушать книги, песенки, играть музыкальными игрушками.
  • От 3 до 4 лет. Слуховой анализатор полностью сформирован.

Комплексное развитие слухового восприятия

Очень важно для формирования правильной и грамотной речи развивать слух у ребенка, ведь дети учатся говорить, повторяя за взрослыми. Слуховой анализатор имеет очень сложное строение и обеспечивает слуховое восприятие на разных уровнях.

Различают следующие виды слуха:

  • Физический. Базовый уровень слухового восприятия, отвечает за различение предметных, природных и музыкальных звуков.
  • Речевой. Необходим для правильного понимания и воспроизведения речи. Стоит отметить, что у крохи может быть хороший музыкальный слух, но плохой речевой.
  • Фонематический. Отвечает за способность слышать и различать отдельные звуки в словах.

Важную роль в развитии слухового восприятия играет акустическое или слуховое внимание, то есть способность сосредотачиваться на определенном звуке, прислушиваться.

дополнительноРазвитие слухового внимания необходимо начинать с первых лет жизни карапуза. Все упражнения для лучшего эффекта проводят в игровой форме.

Музыкальный слух

На сегодняшний день довольно распространенным является музыкальное образование детей, многие родители отдают своих малышей в музыкальную школу с малых лет. Для достижения успехов на этом поприще необходимостью является развитие музыкального слуха. Для этого желательно и самим родителям играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, наигрывать своему малышу разные мелодии, включать самую разную музыку, петь песенки.

Если ваша цель – абсолютный слух (способность безошибочно узнавать или воспроизводить на слух высоту отдельного звука), то необходимо обратиться к профессиональному педагогу и развитие способностей вашего карапуза, скорее всего, не заставить себя долго ждать.

Игры на развитие слуха и формирование слухового внимания

  1. Отгадай-ка, что звучит. Карапузу наглядно объясняют, как звучит тот или иной предмет (бумага, погремушка, барабан), затем эти же звуки повторяют, но так, чтобы малыш не видел предмет, а попытался назвать на слух.
  2. Зайка на лужайке. Крохе нужно будет показать, как ведет себя зайчик в зависимости от погоды. Если «в лесу» солнечно – зайка прыгает на лужайке, если идет дождик – зайка прячется. Погоду определяет взрослый при помощи определенных звуков (например, солнечно – взрослый звенит бубном, дождик – бьет в бубен).
  3. Язык животных. Для этой игры понадобятся картинки с животными, нужно объяснить маленькому игроку, какие звуки издает каждое животное, затем попросить повторить, показывая разные картинки.
  4. Звонкий колокольчик. Карапуз должен с закрытыми глазами указать рукой, с какой стороны доносится звон колокольчика.

Упражнения для слуховой памяти

Не менее важно развивать слуховую память малыша, это поможет ему в будущем лучше учиться в школе и легче усваивать материал.

  1. Найди пару. Крохе называют пары слов (например, лес-медведь, море-кораблик и т.д.). Потом взрослый называет одно слово, а малыш должен назвать его пару.
  2. Стук-стук. Взрослый берет карандаш или ручку и стучит несколько раз, либо простукивает какой-либо ритмический рисунок (усложненный вариант), малыш должен повторить услышанное.
  3. 10 слов. Карапузу называют разных слов, а он должен назвать запомнившиеся, чем больше, тем лучше.

Развитие фонематического слуха у дошкольников является неотъемлемой частью подготовки к школе. В этом могут помочь следующие игры:

  1. Поймай слово. Малышу дается задание поймать слово с заданным звуком, а именно хлопнуть в ладоши, когда взрослый назовет слово, имеющее загаданный звук (например, [ш] – шишка, кошка, шаль, шорох).
  2. Поставь звук на место. Определить в какой части слова (конец, середина или начало) находится заданный звук.
  3. Выдумщик. Придумать несколько с загаданным звуком (можно усложнить – чтобы слово начиналось с этого звука, звук был в какой-либо части).
  4. По порядку. Карапуз должен по порядку произнести звуки загаданного слова.
  5. Что верно? Взрослый дает ребенку картинку, на которой изображено слово, затем говорит его в разных вариантах (например, бумага – пумага — бумака – тумага), ребенок должен назвать правильный.

дополнительноДети, родители которых стараются развивать фонематический слух, достигают значительных успехов в изучении иностранных языков, хорошо обучаются чтению и письму.

Возможные отклонения от нормы

Проблемы со слухом могут возникнуть у маленького человечка любого возраста, по самым разным причинам. Вследствие различных инфекций и заболеваний, наследственных факторов, травм, реакций на препараты, воздействия шума, врожденных аномалий развития слуховой системы и т.д.

важноСложнее всего диагностировать отклонения у малыша возрастом до 1 года.

До 1 года

  • Конец 1 месяца. Карапуз не реагирует (морганием, вздрагиванием) на резкий, громкий, внезапный звук.
  • Конец 3 месяца. Не ищет источник звука (отсутствуют движения глаз или головы), не обращает внимания на музыкальные игрушки.
  • Конец 6 месяца. Не реагирует на звук шуршащей бумаги.
  • Конец 7 месяца. Кроха не поворачивается к человеку, который обращается к нему.
  • Конец 8 месяца. Не прислушивается к разговорам, не лепечет. Интерес к музыке и новым звукам полностью отсутствует.
  • Конец 10 месяца. Отсутствует лепет, малыш не использует голос для привлечения внимания.
  • Конец 12 месяца. Карапуз не проявляет интерес к музыке и окружающим его звукам, не пытается повторить простые звуки и слова, не реагирует на тихие звуки. Не понимает простых просьб и обращений.

От 1 года и старше

  1. Нет потери слуха. Малыш не испытывает никаких сложностей.
  2. Минимальная потеря слуха. Кроха плохо слышит удаленную и тихую речь, а также речь на фоне шума.
  3. Незначительная потеря слуха. Карапуз плохо слышит тихую и удаленную речь, в разговоре может не услышать короткие слова и окончания слов. На фоне шума слышимость почти отсутствует.
  4. Умеренная потеря слуха. Не воспринимает до 50% речи, особенно в шумных местах. Косвенные признаки: неспособность управлять свои голосом, его громкостью и интонацией, маленький словарный запас.
  5. Умеренно-тяжелая. Слаборазвитая речь, маленький человечек не различает и не слышит многие звуки.
  6. Тяжелая. Кроха почти не слышит окружающих его звуков. При разговоре внимательно следит за мимикой собеседника, буквально читает по губам.
  7. Высокочастотная потеря слуха. Карапуз плохо воспринимает согласные звуки, часть речи теряется и не воспринимается ребенком.
  8. Односторонняя потеря слуха. Одно ухо функционирует нормально, а на другом ухе наблюдаются отклонения.

информацияВ случае выявления нарушений слуха у малыша следует обратиться к оториноларингологу или сурдологу. На сегодняшний день существуют методы, позволяющие диагностировать снижение слуха в любом возрасте.

К методам аудиологического обследования относят:

  • акустическую импедансометрию;
  • компьютерную аудиометрию;
  • метод регистрации вызванной отоакустической эмиссии.

Советы для родителей

Важно помнить, что хорошее слуховое восприятие – это в первую очередь развитие слухового внимания, памяти, речевого и неречевого слуха. В этом помогут игры, описанные выше. Немаловажно также следить за гигиеной и здоровьем своей крохи, своевременно обращаться к врачу.

Кроме того, для развития малыша можно использовать и подручные средства: шуршащие опавшие листья, морские раковины, бусы, банки из разных материалов, наполненные крупами, горохом, песком, камешками, сосуды с разным количеством воды, свистки, посуда, по которой можно ударять, и многое другое.

Также полезно петь детям песенки и читать сказки по ролям с разной интонацией.

Юлия Литвиненко

Врач-педиатр

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Внимание: все комментарии проходят премодерацию.