Развитие речи у детей от 2 до 3 лет

В возрасте от 2 до 3 лет развитие речи у ребенка идет полным ходом. Дети используют слова для того, чтобы сообщить нам о своих чувствах и мыслях. Язык и грамотность в этом возрасте развиваются «рука об руку», ну а объем словарного запаса в три года имеет тесную связь с дальнейшими способностями к обучению чтения.

Для того чтобы поспособствовать речевому развитию ребенка, нужно направить свою энергию в нужное русло и акцентировать внимание на трех основных моментах:

  • обогащение словарного запаса малыша;
  • занятия по улучшению произношения (дикции);
  • расширение границ дозволенного.

Обогащение словарного запаса

информацияОдной из наиважнейших задач в развитии речи ребенка двух лет является обогащение словарного запаса. Среднестатистический двухлетка знает от 20 до 200 слов. Ну а в трёхлетнем возрасте в его словаре их уже около 1000.

В два года ребенок будет в состоянии формулировать простые предложение из 2-3 слов («Дай яблоко», «Играй со мной», «Моя машина»). Но уже через год фразы, которые произносит кроха, будут насчитывать около 4 слов. Также с грамматической точки зрения они будут гораздо более корректными, ведь именно в этот период ребенок начинает «чувствовать слово».

Еще одна отличительная черта — неимоверное количество вопросов, которые он задает: «Кто/Что это?». Возможно, они вскоре начнут сводить вас с ума, но проявите максимум терпения, помогите ребенку познакомиться с внешним миром, рассказывайте ему подробно и, главное, доступно о том, что его интересует.

Также большинство малышей в этом возрасте начинают понимать просьбы, состоящие из двух частей. Например: иди в комнату и принеси машинку. Но, конечно же, сделают они это или нет – совсем другая история.

Что делать для развития словарного запаса

  • Общаться с ребенком. Разговаривая с малышом, вы помогаете ему обогатить свой словарный запас и ознакомиться со структурой сложных предложений. Также это значительно развивает грамматические способности ребенка, и поэтому он становится гораздо увереннее, когда разговаривает с вами. Болтайте, когда вы за рулем, готовите, гуляете, выполняете вместе какие-нибудь задания. Исследования показывают, что общение с ребенком во время выполнения домашних обязанностей в разы увеличивают их словарный запас и речевые способности.
  • Задавать открытые вопросы — те, на которые малыш не может ответить «да» или «нет». Это поможет ребенку обрести свое мнение, а также у него будет возможность высказать свои идеи по каждому отдельно взятому вопросу. Например, если вы увидели муравьев, скажите: «Ух ты, какие насекомые! Как ты думаешь, куда они идут?». Это открывает перед карапузом двери в мир фантазии и позволяет проявить свои творческие способности.
  • Отмечать число, размер, форму и цвета вещей, которые вас окружают. Например, если вы находитесь в супермаркете и покупаете яблоки, то обратите внимание малыша на то, что это фрукт среднего размера, но существуют фрукты и большие (покажите на арбуз), и маленькие (виноград).
  • Рифмовать, петь, рассказывать стихи своему сыну или дочери. Это станет интересным развлечением для малыша, а также поспособствует развитию речи.

Развитие дикции у детей от 2 до 3 лет

В этом возрасте произношение малыша все еще желает лучшего. И даже при наличии внушительного словарного запаса речь ребенка, скорее всего, будет звучать совершенно неясно. Возможно, он не произносит шипящие или заменяет труднопроизносимые буквы на те, которые ему проще выговорить, или вовсе пропускает их. Например – «иса» вместо «лиса», «питолет», а не «пистолет».

Также возникают трудности со словами, где встречаются две твердые согласные – «стоп». Слово, которое звучит из уст малыша, в этом случае скорее похоже на «топ» или «соп», нежели на оригинальный вариант.

советЕсли ребенок расстраивается, что его никто не понимает, протяните ему руку помощи, терпеливо повторяя много раз фразу, которую он пытается выговорить.

Что делать для развития дикции

  • Помогите малышу строить и усложнять предложения. Если он вам скажет – «киса ням-ням?», отвечайте «Да, кошечка кушает». Такого рода упражнения помогут ему корректно формировать фразы, чувствовать себя уверенно и комфортно при общении с вами и другими людьми.
  • Играйте в телефон. Используйте для этого игрушечный сотовый. Находясь в той же комнате, позвоните ему, и задавайте ряд простых вопросов: как у него прошел день, что он кушал и чем бы он хотел заняться вечером (например, принять обычную ванну или с пеной).

Границы дозволенного

Вероятно, вы сейчас задаетесь вполне предсказуемым вопросом, что общего у развития речи и расширения границ, дозволенных малышу вещей. Ответ прост: позволяя ребенку выполнять самостоятельно некоторые рутинные дела, вы даете ему возможность увеличить свой опыт, о котором кроха с радостью захочет рассказать. Чем активнее и разнообразнее его будни, тем больше в жизни ребенка будет впечатлений.

дополнительноТретий год жизни – это время самоутверждения не только через речь, но и через поступки. Дайте ребенку немного свободы, ведь она ему так нужна для того, чтобы продемонстрировать все наработанные за 2 года достижения.

  • Обеспечьте право выбора. Хоть вам и кажется, что ваше чадо совсем крохотное для принятия решений, спешим развеять все сомнения и сообщить о том, что в возрасте 2-3 лет ребенок способен выбирать самостоятельно. Мы не говорим о глобальных проблемах, а лишь о мелочах, которые помогут вашему сыну или дочери почувствовать себя личностью. Например, предлагайте два варианта продуктов на десерт. Пускай ребенок самостоятельно выберет то, что ему по душе.
  • Попросите выполнять задания для «больших деток». Например, сложить вещи на стул, или отнести носки в корзину для белья.
  • Стимулируйте ребенка на выполнение некоторых заданий самостоятельно. Например: «Давай вместе наденем курточку».
  • Хвалите его за проявления независимости. К примеру, «О, ты сам залез на горку? Ты становишься сильнее и взрослее с каждым днем!»
  • Направляйте ребенка, когда он выполняет новое задание. Например, если вы попросили его выбросить салфетку в мусорное ведро, обязательно устно проговаривайте простые инструкции (особенно если не получилось с первого раза): «Подними ручку выше. Молодец! Теперь брось бумажку!». Таким образом, вы научите ребенка следовать простым инструкциям для выполнения заданий, а в дальнейшем он будет использовать ваш пример для того, чтобы объяснить своим друзьям другие вещи (пошагово).

Роль грамматики в развитии речи ребенка раннего возраста

Для развития речи детей 2 лет очень важным моментом является и обучение базовым знаниям грамматики. Именно поэтому чтение становится одним из самых оптимальных инструментов для познания азов правильной речи.

Совместное чтение различных историй дают малышу возможность испытать целую гамму эмоций. Также сказки и рассказы могут подготовить ребенка к серьезным событиям в его жизни – например, рождению младшего братика или сестрички, поход к дантисту, поездка в деревню. Ну и самая замечательная часть этого процесса – совместное времяпрепровождение. Время, на которое вы вместе погружаетесь в волшебные миры, делает связь с ребенком еще крепче, а традиционное чтение перед сном – ожидаемым.

Далее следует несколько советов, для ускорения развития речи ребенка двух лет за счет улучшения грамматических познаний.

Используйте время для игр как оптимальный момент для обучения

В этом возрасте дети начинают складывать слова в предложения, а также открывают для себя мир фантазии. Они воображают, что кормят куклу пирожным или строят замок, и это дает вам возможность обучить свое чадо новым интересным вещам. Например, «покабудки» сходите вместе на рынок. Используйте эту игру для того, чтобы рассказать о незнакомых малышу овощах, и составляйте корректные предложения с использованием новых слов. Проговаривайте все четко, просите малыша повторять за вами.

информацияТакже вы можете «посещать» самые необычные места, придумывать разные истории, постепенно усложняя сюжетную линию и составляя все более комплексные фразы. Помимо этого, можно предложить вашему чаду самостоятельно выдумать какую-нибудь историю, основываясь на его опыте.

Рассказывайте сказки и истории из своей жизни

Основываясь на сказках, дети начинают понимать мотивацию людей, их чувства и действия. Это воспитывает в них эмпатию – самый важный фактор для построения крепких и здоровых отношений. Также это помогает обучить малыша последовательности.

Рассказывая сказку двухлетке, обязательно включите следующие детали:

  • время, когда происходят события (Давным-давно; Когда я была маленькой девочкой);
  • персонажи, которые участвуют в действии (Красная шапочка; волк; бабушка);
  • местоположение (в лесу, в домике).

Постарайтесь не использовать местоимений. Вместо них в каждом предложении повторяйте ключевое слово. Это поможет ребенку уследить за сюжетом.

Чтение должно быть увлекательным

После прочтения каждой главы, обсуждайте с вашим крохой события, о которых идет речь в рассказе. Это значительно повысит понимание событий, а также ускорит развитие речи у ребенка. Также, указывая на картинки, задавайте простые вопросы, на которые в состоянии ответить ваш малыш. Обязательно нужно давать оценку тому, что говорит ребенок.

Например:

– Что нарисовано тут?

– Змея!

– Малыш, она похожа на змею, но на самом деле это сороконожка.

Далее вы объясняете значение этого слова, и задаете вопросы о том, как она выглядит, с кем ее можно спутать и так далее. Эти простые упражнения помогут малышу приобрести уверенность в себе и облегчат общение со сверстниками и взрослыми.

  • Старайтесь развивать ответы крохи, ведь вначале они будут односложными. Постепенно добавляйте все новые подробности, не забывая объяснять значения новых слов. Желательно сопровождать их рисунками (если это возможно).
  • Помните: повторение — мать учения. Не спешите начинать новые книги, если малыш не до конца ознакомился с информацией, которую можно почерпнуть из уже читаемой книги.
  • Постарайтесь соотносить написанное с реальным опытом ребенка. Если история о кошке – вспомните о котятах, которых вы видели во дворе, и так далее. Это привлечет внимание крохи, и придаст процессу чтения особый смысл.

Ну и, возможно, самое важное – не будьте занудой! Если ваш малыш отвечает неверно на некоторые вопросы – не расстраивайтесь и не раздражайтесь, смейтесь вместе, шутите, ведь на позитивной ноте обучение будет проходить гораздо более продуктивно.

Научите ребенка «орудовать» книгами

С высоты вашего опыта чтение книги не представляет собой сложной задачи. Вы знаете, что нужно сначала ее открыть, листать страницы, смотреть картинки, быть последовательным. Но для ребенка это совсем не очевидно.

Поэтому для начала дайте ему возможность самостоятельно подержать книгу, покажите ему, в каком положении она должна быть, как ее листать, что нужно рассматривать рисунки, и так далее. Конечно же, ребенок в возрасте от 2 до 3 лет вряд ли обрадует вас самостоятельным чтением, но это будет хорошей подготовкой к дальнейшим достижениям.

советПозвольте ему самостоятельно выбирать сказку, которую вы вместе будете читать, и если он хорошо знаком с сюжетом, попросите его вам «почитать». Это будет интересным опытом для малыша, и даст ему возможность почувствовать себя полноценным «взрослым».

Заключение

Развитие речи ребенка после двух лет – очень важный этап для вашего малыша, ведь именно накопленные за этот период навыки позволят ему в будущем качественно излагать свои мысли, и даже дадут ему шанс стать замечательным оратором.

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Внимание: все комментарии проходят премодерацию.

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности