Психическое развитие детей от 1 до 2 лет

Прошел самый сложный и ответственный первый год жизни малыша. У родителей осталось позади множество бессонных ночей и проблем, которые возникали ежедневно. Но на смену первому году пришел не менее ответственный и значимый второй год, когда малыш начинает развиваться как личность, начинает говорить свои первые слова, уверенно ходить и радостно смеяться.

дополнительноИменно второй год жизни является годом становления эмоций, сознания, чувств, мышления, ощущения мира, способности сопереживать. Ребенок начинает входить в социум как неотъемлемая его часть, и крайне важно воспитать его достойным человеком.

Навыки

Внимательные родители обращают внимание на то, что малыш становится более заинтересованным, внимательным и последовательным:

  • уделяет больше времени развивающим играм;
  • с удовольствием слушает сказки;
  • спокойнее относится к самостоятельным занятиям.

Необходимо объяснять малышу, что принадлежит ему, а что не находится в его владении, чтобы он умел отстаивать свою собственность и делиться тем, что ему не принадлежит. Кроха должен четко и точно усвоить, что можно, а что нельзя, причем это стоит делать мягко, но категорично. Непозволительно не разрешать ребенку делать то, что вчера еще было можно. Это может спровоцировать его непонимание и громкий плач. То есть, если нельзя – то нельзя все время, а не от случая к случаю.

Моторика

В возрасте 1-го — 2-х лет у ребенка начинает развиваться тонкая моторика, когда у него появляются навыки построения пирамидок, укладки кубиков и т.п. А также:

  • Он уже способен самостоятельно вставать на ножки с высоты кресла или дивана, может передвигаться без посторонней помощи на довольно длительные расстояния, при этом с каждым днем все увереннее.
  • Малыш начинает привыкать к горшку, ближе к полуторагодовалому возрасту он уже самостоятельно высаживается на него.
  • В этом возрасте появляются бытовые навыки – умение выдвигать ящики, вытаскивать и забрасывать обратно вещи.
  • Если ребенка попросить что-либо принести, он с удовольствием это делает и держит вещь крепко, передвигаясь к цели.
  • У малышей появляется навык отталкивать мяч и ручками, и ногами.
  • Возникает умение кушать при помощи ложечки и пить из чашечки. Неаккуратность требует помощи и понимания, малыш нуждается в похвале для того, чтобы этот навык ему хотелось развивать и совершенствовать.
  • Малыш умеет листать книги, может разрисовывать их или вырывать листочки, изучая материальный мир, как ученый изучает элементы в своей лаборатории.

Речь

информацияПервые слова малыш произносит в 8-9-месячном возрасте, иногда позже. Мальчики начинают разговаривать обычно позже девочек, ближе к 1 году и 2 месяцам, но это индивидуально.

Естественно, первые слова маленького человека будут обращены к тем, кто его окружает:

  • к маме («ма», «ама»);
  • к папе («пап»);
  • к дедушке и бабушке (в самых различных вариациях).

Очень часто малыши произносят те имена, которые часто слышат в семье (то есть, например, если маму зовут Аня, то он может не называть ее мамой, а обращаться «Нянь», «Ань»). Затем малыш обращает внимание на животных, ассоциируя их названия со звуками, которые они издают (собачка – «ав», корова – «му» и т.п.). Затем появляются повелительные глаголы – «дай», «уходи», «возьми» в самых различных вариациях.

Интересующий предмет детки часто называют одной буквой «Ы». Родители не должны бояться общаться со своим малышом, когда он указывает пальчиком на те или иные предметы, или остановив заинтересованный взгляд. Более того, они должны облегчить ему задачу познания, называя вещи своими именами.

Важно делать сравнения и находить что-то общее, например, с фотографиями и реальными объектами, характеризовать предметы и описывать их качества. Так малыш легче освоится в непонятном для него мире и будет чувствовать заботу и любовь своих родителей.

Эмоции

В возрасте 1-2 лет ребенок не всегда может правильно реагировать на раздражители и у него часто могут появляться противоречивые эмоции.

дополнительноНапример, на ласку постороннего человека он может расплакаться или ударить его ручкой. Это не признак неадекватности, просто малыш еще не совсем понимает, кто вокруг и что они хотят от него, и, самое главное, как он должен реагировать на происходящее.

Родители должны помочь ребенку управлять своими реакциями, объясняя, что такое хорошо, а что такое плохо в буквальном смысле. При слишком бурном проявлении эмоций можно отвлечь малыша на увлекательную игру, когда он расслабится и почувствует защищенность со стороны близких ему людей. Хорошо приобщать ребенка к тем действиям, которые вызывают у него смех и радость. Но и от плохих эмоций не стоит отгораживать кроху, потому что он должен быть готов к правилам выживания в большом мире.

Советы родителям

В это время малыш уже так много понимает, но так мало может выразить. Это только первые попытки высказать свое «я». Поэтому мама и папа должны как можно больше разговаривать со своим ребенком, объяснять ему причинно-следственные связи во всем, что его волнует:

  • стоит конкретно указывать на предмет;
  • называть его;
  • указывать на его свойства;
  • дать малышу попробовать называть их самостоятельно.

Это будет занимательная игра, благодаря которой дитя освоится в этом мире.

Кроха в начале второго года своей жизни еще не имеет объемного и пространственного ощущения, поэтому не боится острых углов, высоты, глубины. Именно родителям следует упрощать эти познания малышу, давая ему ощутить самостоятельно все, что вокруг него. Пусть это будет лишний синячок, шишка или царапинка, зато малыш прочно усвоит урок и приобретет к 2 годам осторожность и последовательность.

Также малыш начинает имитировать действия взрослых, помогая маме мыть посуду или стирать, папе чинить телевизор и закручивать кран, бабушке лепить пирожки, а дедушке читать газету. Не стоит отвергать эту неуклюжую попытку быть полезным, наоборот, стоит хвалить ребенка и приобщать его к заботе о себе. Это еще совершенно не принесет результатов, но заложит в психике малыша ответственность и заботу об окружающих.

Ближе к 2 годам ребенок начинает думать, прежде чем что-либо сделать. Если дитя рисует на обоях, разбрасывает мусор, вытаскивает вещи из шкафа – это не значит, что ему нравится огорчать маму и сердить папу. Это помогает ему понять, какие его поступки вызывают хорошие реакции, а какие — негодование. Поэтому не стоит спешить с выводами, что малыш агрессивен или дурно воспитан – это важный процесс становления его личности, и он обязательно должен проходить через познание.

Особенно трудным бывает приучить ребенка к аккуратности и дисциплинированности. Это нужно показывать как игру или на собственном примере.

  • Если ребенка ругать, что его игрушки валяются по всему дому, но при этом папа разбрасывает носки под кресла, а мама заваливает шкафчики ненужным хламом – это не принесет плодов, так как дурной пример заразителен. Как бы много родители не говорили ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо, он рано или поздно все равно последует их примеру.
  • Нужно приобщать ребенка к навыку договариваться. Сначала на уровне «да» или «нет», но это воспитает в нем качества коммуникативности.
  • Не стоит бояться поручать крохе какие-либо просьбы, пусть это закончится парой-тройкой разбитых ваз, тарелок, зато малыш приобщится к полезным навыкам.
  • В этот период родители должны мудро подходить к вопросам запретов, правилам хорошего тона, показав ребенку границы позволительного и непозволительного поведения.

Заключение

Развитие ребенка между годиком и вторым днем рождения должно проходить через игру, как луч солнца сквозь призму. Что-то преломляется, что-то рассеивается, но что-то доходит к цели. От родителей требуется мудрость, понимание, готовность сотрудничать с маленьким «непонимайкой» и, конечно же, любовь.

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Внимание: все комментарии проходят премодерацию.