Психическое развитие детей

Родившийся младенец совсем не приспособлен к жизни вне маминого живота. Только забота, внимание и ласка помогают ему жить, расти и развиваться в этом сложном, неизвестном и таком интересном мире. Со временем кроха приобретает все новые и новые умения, оттачивает свое мастерство день за днем и становится настоящей радостью своих родителей. В этом разделе сайта мы расскажем, как происходит психическое развитие у детей разных возрастов.

Фото pixabay.com

Первый год жизни

Новорожденный карапуз еще совсем ничего не знает и не умеет, но уже может подать маме и папе знак о том, что он в чем-то нуждается. Главное для родителей научиться распознавать эти сигналы.

  • К двум неделям кроха начнет фиксировать свой взгляд и даже иногда улыбаться маме. Постепенно его движения становятся не такими хаотичными, а более целенаправленными и скоординированными.
  • В месяц карапуз может немного удерживать головку, фиксировать свой взгляд и прислушиваться к маминому голосу. Если сначала кроха умеет только монотонно кричать, то постепенно он начинает издавать различные звуки, которые становятся эмоционально окрашенными.
  • После трех месяцев кроха активно гулит, а во втором полугодии своей жизни карапуз агукает и распевает разные слоги, которые он успел освоить, конечно, с помощью взрослых.

Первый год жизни малыша дает ему шанс получить много знаний и многому научиться. Посмотрим, что умеет годовалый карапуз:

  1. Узнает маму, папу, близких родственников. Улыбается и активно радуется их приходу.
  2. Может показывать родных на фотографии.
  3. Знает свое имя, отзывается на него.
  4. Хлопает в ладоши, машет «пока».
  5. Радуется и заливисто смеется во время игры.
  6. Говорит отдельные слова и слоги «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и другие.
  7. Может самостоятельно увлекаться игрушками и играть без взрослых до 5 минут.

Психическое развитие ребенка от 1 до 2 лет

На втором году жизни ваше чадо будет активно развивать свою речь и увеличивать словарный запас. Так, временами можно заметить, что за несколько дней маленький болтун освоил 5-10 новых слов и теперь активно их употребляет.

Кроха четко знает своих родителей, ассоциирует слова, связанные с едой и игрушками, с представлением визуальных образов. Именно поэтому так важно, чтобы окружающие ребенка люди правильно произносили слова, а не переделывали их на детский лад, так как именно то, что кроха будет слышать, он и начнет ассоциировать с тем, что он видит.

важноВ возрасте полутора лет у ребенка могут появляться первые осознанные страхи и нехорошие привычки, например: часто дети начинают бить родителей или братика, сестричку. Здесь родителям придется приложить немало усилий, чтобы объяснить маленькому несмышленышу, что такое хорошо и что такое плохо.

Развитие детей 2-3 лет

В этом возрасте детки продолжают совершенствовать свою речь и расширять активный словарный запас. Если ранее их речь была односложной, то сейчас в ней могут появляться очень простые предложения. Речь ребенка эмоционально окрашена.

Трехлетний малыш уже может запомнить и рассказать, что было вчера, т.е. появляются элементы долгосрочной памяти. Чтобы ее тренировать и совершенствовать вам, конечно же, помогут детские стихотворения для разучивания и запоминания.

На третьем году жизни малыши уже могут узнавать основные цвета (красный, синий, желтый, черный), но делают это еще при помощи старших. Все эти навыки малыш приобретает и в дальнейшем интенсивно развивает и совершенствует.

Развитие детей на четвертом году жизни

После трех лет малыши начинают активно развивать свои социальные навыки. Это прекрасно видно, если понаблюдать за их детскими играми. Игры теперь носят ролевой характер. Так, девочка может играть с куклой в дочки-матери, а мальчик — в полицейского. Также в возрасте 3 лет мальчики начинают осознавать свою социальную роль защитника, активно стараясь защищать свою маму или сестру.

Фото pixabay.com

Основные показатели психического развития детей 3-4 лет:

  1. Ребенок воспринимает не только слова, которые он слышит, но и улавливает, с каким настроением они произнесены. Чувствует и различает интонации.
  2. Постоянно подражает взрослым. Переносит ситуации из жизни взрослых в свои игры, принимающие ролевой характер.
  3. Различает основные цвета и формы предметов.
  4. Активно помогает старшим, участвует в жизни семьи.
  5. Появляется критика к поведению окружающих и самокритика. Знает и понимает, что хорошо, а что плохо.

Психическое развитие детей 4-5 лет

Развитие памяти детей пятого года жизни просто не может не поражать взрослых. Малыши на лету воспринимают всю информацию, которую они только слышат или видят. Именно поэтому нам, взрослым, стоит быть осторожными со своими высказываниями или поступками, даже тогда, когда кажется, что чадо за нами не наблюдает или не слышит.

В социальном мире малыш продолжает активно развиваться и познавать себя. Он начинает ощущать свое место в этом мире. Появляется такое понятие, как самооценка. Теперь кроха старается делать все возможное, чтобы получить похвалу от взрослых. Для него сейчас очень важно чувствовать себя полезным и нужным.

информацияПостоянное подражание взрослым очень сказывается на формировании личности малыша. Именно поэтому можно сказать, что от поведения родителей зависит то, каким вырастет их ребенок.

Психическое развитие детей дошкольного возраста

Уже через год малыш переступит порог школы, и сейчас нужно создать все условия для того, чтобы он там чувствовал себя комфортно и был к этому готов.

  • Очень важно, чтобы к шести годам ребенок научился управлять своими эмоциями, не «работать на публику», а естественно проявлять все чувства: радость, сожаление, грусть и т.д.
  • Он должен уметь выслушать объяснение взрослого, почему это нельзя, что из этого следует и как правильно поступить.
  • В речи ребенка появляются не только простые, но и сложные предложения повествовательного характера. Словарный запас дошкольника достигает уже трех тысяч слов и продолжает активно увеличиваться.

На шестом году жизни о достаточном психоэмоциональном развитии ребенка свидетельствуют такие умения:

  • знание адреса, фамилии, имени, отчества (не только своего, но и родителей);
  • уметь определять, где лево и право;
  • знать простые антонимы – слова с противоположным значением (много-мало, верх-низ, хорошо-плохо);

информацияПравильным можно назвать развитие в этом возрасте, если ребенок уверенно пользуется временами глаголов: настоящим, прошедшим, будущим; знает назначение предметов, их составляющие и из чего они сделаны.

Совершенствование умственных процессов сопровождается изменением памяти: непроизвольное запоминание сменяется осознанным. Юному ученому легче запомнить наизусть песню или стихотворение. Главное – проследить, чтобы ребенок не просто зазубривал, а хорошо понимал, что он заучивает.

Показать Скрыть комментарии (Один комментарий)

Комментарии (Один комментарий)

  • Светлана 27 января 2015 04:29

    Очень важно понимать, что ребёнок воспринимает близкого взрослого как непререкаемый авторитет, и это ещё больше поднимает планку ответственности, ведь если ребёнок разочаруется во взрослом человеке, это может сильно повлиять на его дальнейшее развитие и состояние.

    0
    Ответить

Добавить комментарий

Внимание: все комментарии проходят премодерацию.