Сенсорное развитие ребенка

Для полноценной жизнедеятельности человеку даны пять основных сенсорных систем. Это зрение, слух, обоняние (нюх), осязание (ощущение при прикосновении) и вкус. Сенсорные системы представляют собой сложно организованные механизмы восприятия, передачи и анализа информации, построенные из множества нервных клеток и с центром в коре головного мозга.

В возрасте до 1 года

Период от рождения до 1 года является своеобразным фундаментом или зачатком, от которого зависит дальнейшее развитие органов восприятия.

Зрение

Развитие зрительного восприятия у детей представляет собой сложный процесс, зависящий даже от течения беременности и правильности проведенных родов.

опасноЕсли ребенок перенес родовую травму, гипоксию головного мозга, различные неврологические заболевания, связанные с кислородным голоданием внутриутробно, а затем получал более суток кислородную терапию, то существует вероятность развития у малыша такого грозного осложнения, как ретинопатия – различная степень несостоятельности сетчатки и даже ее отслойка.

Кислород обладает токсическим воздействием на зрение, но иногда лечение им рассматривается по жизненным показаниям и отказаться от него невозможно.

Выявление подозрения на ретинопатию требует обязательной консультации офтальмолога с рассмотрением вопроса о лечении глазок вашего карапуза.

У здоровых малышей зрение также имеет ряд особенностей:

  1. В первые дни жизни малыш редко открывает глазки, потому что яркое освещение для него не очень приятно.
  2. Затем он начинает воспринимать мир в виде размытой картинки, где существуют только три-четыре цвета: желтый, красный, синий и зеленый. Ближе к полугоду он различает еще черный, коричневый и белый.
  3. Предметы и образы воспринимаются плоско, а не в виде объемной картинки.
  4. Также для детей до 3 месяцев характерна физиологическая близорукость (они видят предметы только на небольшом расстоянии), затем острота зрения улучшается и к году ребенок видит на расстоянии одного метра.

Слух, обоняние и вкус

Слух крохи до годика также несовершенен. Он нечувствителен к восприятию фоновых звуков, плохо слышит тональности, но достаточно хорошо воспринимает речь. Со временем, ближе к году, малыш становится более чувствительным и тонко слышащим.

Вкус и обоняние также искажены. Есть предположения, что малыш приписывает вкусовые качества еде благодаря ее цвету, а запахи улавливает только те, которые идут от матери и молока, но ближе к году восприятие становится более полномасштабным. До года малышу трудно воспринимать пространство объемно, и все, что ему ново, он изучает через свое тело.

Развитие детей от 1 до 2 лет

От 1 года до 2 лет дети становятся уже более тонко чувствующими:

  1. Предметы начинают восприниматься объемными, появляются первые ощущения, как это высоко, далеко или близко. Ребенок также продолжает познавать мир при помощи своего собственного тела и сопоставления его размеров с другими объектами.
  2. Зрение также продолжает совершенствоваться, увеличивается его острота, познается большее количество цветов, форм (с обязательным тактильным дополнением в изучении).
  3. Слух малыша становится гораздо тоньше, он легче, чем это было на первом году жизни, просыпается от звуков, голосов, шума техники.
  4. У ребенка появляются вкусовые пристрастия, поэтому накормить его полезной кашей становится сложным занятием, потому что, однажды попробовав вкусный банан или сладкую шоколадную конфету, ребенок будет просить именно свой любимый продукт.
  5. Любимые вкусности малыш уже отличает по запаху, а от нелюбимых отказывается, даже не попробовав.
  6. Особо активно развивается осязание. Малыш стремится все перещупать, погладить, дернуть, пихнуть, что ему дает представление о качественных и количественных свойствах предметов.

Сенсорное развитие младших дошкольников

информацияОт 2 до 4 лет ребенок направляет свой интерес на изучение формы, объема, размера, свойств, соотношения между собой предметов и явлений.

Это маленький почемучка, которого интересует абсолютно все, что происходит вокруг, с обязательным приставанием к маме или папе с расспросами «почему?», «зачем?», «где?» и т.п.

Зрение

Зрительное восприятие у малыша все больше зависит от подачи образов взрослыми, характеристик и эмоциональной составляющей. Тогда чадо понимает, что именно он видит и уже знает, что от него хотят родители. В 4 года ребенок уже знает названия всех цветов, умеет их отличать, а особо развитые детки отличают еще и оттенки. Более правильной становится координация движений, привязанная к зрению, благодаря чему ребенок может складывать легкие паззлы, башни из кубиков, конструкторы и пирамиды.

Слух

Слуху трехлетки уже подвластны и тональность, и голоса, и фоновость. Он с удовольствием разучивает песенки, узнает любимые мелодии, подпевает, подтанцовывает, выбивает в ладоши ритм.

Сенсорное развитие дошкольников

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста представляет собой закрепление ранее полученных знаний с дальнейшим их качественным улучшением.

дополнительноДети полноценно воспринимают цвета, звуки, вкусовые характеристики, запахи, но осязание еще продолжает развиваться, так как не все дети аккуратны и скоординированы в своих движениях.

Ближе к 7 годам сенсорные системы ребенка уже практически не отличаются от таковых у взрослых. Но обязательно следить за гигиеной всех анализаторов, чтобы не вызвать их заболевания.

Возможные нарушения

Не стоит забывать, что нарушения функционирования анализаторов – частая проблема детей, которая может коснуться любого.

важноЕсли вы заметили, что ваш малыш имеет отклонения от тех стандартов развития, о которых было упомянуто выше, незамедлительно стоит обратиться за помощью к специалистам.

Ведь заблаговременная ликвидация источника заболевания и связанных с ним проявлений патологии – залог успешного разрешения многих проблем. Так, при развивающемся у ребенка косоглазии проблему можно кардинально скорректировать в очень сжатые сроки, если вовремя заметить «плавающий» глазик.

Игры и упражнения для сенсорного развития

Для развития осязания, зрения, умения отличать и сравнивать ребенку предлагается нанизывать на стержень кольца различного размера:

  • дети до 2 лет собирают такие пирамидки непоследовательно;
  • дети от 3 лет на дно укладывают более широкие кольца, а на верхушки те, которые меньше по диаметру;
  • детям 4 лет не составляет труда нанизывать колечки в виде цветов радуги, при этом они называют, какой цвет идет следом за каким.

Можно также выбирать игрушки с наполнителями в виде мелких шариков, песка и т.п. – это массирует пальчики малыша и вызывает его интерес к познанию.

  • Зрение, образность мышления, осязание развивает также раскладывание по кучкам сходных и отличающихся предметов, вещей взрослого и ребенка.
  • Слух поможет развивать чтение сказок с акцентом на смену интонаций, голосов, а также прослушивание музыки и песенок.
  • Отличать вкусы малышу поможет забавная игра с закрыванием глаз и угадыванием на вкус, какой продукт мама положила в рот. То же самое касается и обоняния.

Развитие восприятия каждого ребенка – это индивидуальный процесс и мудрый подход родителей к этому долгому его становлению гарантирует гармоничность развития малыша без ограничений в его жизнедеятельности.

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Внимание: все комментарии проходят премодерацию.