Развитие речи у детей от 5 до 6 лет

Правильная речь – важный фактор общего развития ребенка и незаменимый элемент эффективного общения. Поэтому родители должны знать специфические особенности, существующие нормы и возможные отклонения развития речи детей в 5 лет. Необходимо как можно чаще пробуждать интерес ребенка к активному речевому общению, так как развитие речи формирует воображение и мышление карапуза.

Общая информация

Важно развивать у детей не только правильную речь, но и умение слушать, отвечать на вопросы и задавать их, вести диалог.

  • В этом возрасте малыш начинает задумываться над правильностью своей речи, исправлять ошибки.
  • Словарный запас довольно быстро увеличивается, улучшается произношение звуков, возрастает многообразие интонаций.
  • Фразы становятся развернутыми, произношение более чистым, описание предметов более четким.
  • Дети учатся устанавливать временные и причинно-следственные связи между предметами, при описании объектов пытаются выражать свое эмоциональное отношение к ним.

важноВажно понимать, что не все дети одинаково быстро и успешно овладевают правильной речью. Задача родителей в данном случае – максимальная помощь своему чаду в этом нелегком деле.

Нормы развития речи

  1. Словарный запас. Запас слов должен составлять 2500-3000. В словах не должны часто встречаться пропуски и перестановки слогов и звуков, исключение составляют сложные слова (экскаватор, велосипед). В словарном запасе детей появляются названия различных учреждений (почта, супермаркет, банк), профессий, обозначения материалов (деревянный, железный).
  2. Произношение. Малыш полностью готов к правильному воспроизведению всех звуков. Он уже может оценить свою и чужую речь, заметить недостатки в произношении, иногда самостоятельно поправить себя.
  3. Построение предложений. Дети активно используют все части речи в разговоре, правильно строят простые и сложные предложения.
  4. Оттенки речи. Маленький болтун свободно выражает эмоции при помощи интонаций (читает стихи весело или грустно), умеет регулировать громкость разговора.
  5. Лексика. Малыш знает домашний адрес, фамилию, имя и отчество как свои, так и родителей. Умеет классифицировать предметы, находить однокоренные слова, применять притяжательные прилагательные (мамины духи). Дети начинают использовать в речи обобщающие слова, антонимы, синонимы.
  6. Навыки общения. Ребенок может поддержать беседу, составить небольшой рассказ, пересказать маленькое произведение, выучить стишок (при помощи взрослого).

Отклонения и нарушения

Речевое развитие ребенка 5 лет может иметь следующие отклонения от нормы:

  1. Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.
  2. Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении.
  3. Ритмические отклонения: послоговое произношение слов, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание.
  4. Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков («Р» на «Л» или «Й»; «Л» на «ЛЬ»), нечеткое произношение.
  5. Неправильное построение предложений.
  6. Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов.

Рекомендации родителям

советПри нарушении речевого развития у малыша следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет как можно быстрее разрешить возникшую проблему.

Очень важно помогать карапузу развивать речь. После пяти лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно разговаривать, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:

  1. В разговоре со своим малышом говорите правильно, не коверкая слова, четко и внятно (без лепета и «детских слов»).
  2. Развивайте у карапуза мышцы челюсти и языка (для этого есть нехитрые упражнения: нужно надувать щеки, полоскать рот, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т.д.).
  3. Как можно больше читайте ребенку. Небольшие стихи и сказки – лучший вариант.
  4. Следите за тем, чтобы кроха выполнял артикуляционную гимнастику.
  5. Постоянно разговаривайте с ребенком, отвечайте на его вопросы, просите рассказывать о тех или иных событиях, составлять маленькие рассказы (по картинкам, описание предмета).
  6. Развивайте мелкую моторику ребенка.
  7. Развивайте речевое дыхание малыша, темп и ритм произношения с помощью музыкальных занятий.
  8. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками.
  9. Старайтесь облекать занятия в игровую форму, не стоит принуждать карапуза.
  10. Не перегружайте свое чадо, начинайте заниматься постепенно.
  11. Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к своему малышу с любовью.

Юлия Литвиненко

Врач-педиатр

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Внимание: все комментарии проходят премодерацию.