- Главная
- Физическое развитие ребенка
- Развитие слуха
Развитие слуха у детей
Содержание:
С момента рождения у человека сразу же начинают функционировать слуховые анализаторы. Начало работы всей слуховой системы приходится на 6 месяц внутриутробного развития. У новорожденных ответная реакция на достаточно громкие звуки выражается в изменении ритма пульса и дыхания, задержке сосательного движения.
информацияРазвитие слуха у ребенка в норме немного опережает речевую активность. Это выражается в неспособности детей в точности воспроизвести услышанные слова (например, слово карандаш малыш скажет, как «каландас»).
В это же время карапуз без затруднений отличит правильное произношение слова от неправильного в речи взрослого.
Формирование «речевого» слуха у детей полностью завершается на третьем году жизни.
Этапы развития слуха
- До 3 месяцев. Кроха остро реагирует на внезапные, громкие звуки, пытается найти источники шума при помощи движений глаз или головы.
- От 3 до 6 месяцев. Дети начинают проявлять активный интерес к различным звукам, узнают знакомые голоса, издают звуки сами.
- От 6 месяцев до 1 года. Карапуз понимает простые слова, реагирует на простые предложения.
- От 1 года до 3 лет. Детям нравится слушать книги, песенки, играть музыкальными игрушками.
- От 3 до 4 лет. Слуховой анализатор полностью сформирован.
Комплексное развитие слухового восприятия
Очень важно для формирования правильной и грамотной речи развивать слух у ребенка, ведь дети учатся говорить, повторяя за взрослыми. Слуховой анализатор имеет очень сложное строение и обеспечивает слуховое восприятие на разных уровнях.
Различают следующие виды слуха:
- Физический. Базовый уровень слухового восприятия, отвечает за различение предметных, природных и музыкальных звуков.
- Речевой. Необходим для правильного понимания и воспроизведения речи. Стоит отметить, что у крохи может быть хороший музыкальный слух, но плохой речевой.
- Фонематический. Отвечает за способность слышать и различать отдельные звуки в словах.
Важную роль в развитии слухового восприятия играет акустическое или слуховое внимание, то есть способность сосредотачиваться на определенном звуке, прислушиваться.
дополнительноРазвитие слухового внимания необходимо начинать с первых лет жизни карапуза. Все упражнения для лучшего эффекта проводят в игровой форме.
Музыкальный слух
На сегодняшний день довольно распространенным является музыкальное образование детей, многие родители отдают своих малышей в музыкальную школу с малых лет. Для достижения успехов на этом поприще необходимостью является развитие музыкального слуха. Для этого желательно и самим родителям играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, наигрывать своему малышу разные мелодии, включать самую разную музыку, петь песенки.
Если ваша цель – абсолютный слух (способность безошибочно узнавать или воспроизводить на слух высоту отдельного звука), то необходимо обратиться к профессиональному педагогу и развитие способностей вашего карапуза, скорее всего, не заставить себя долго ждать.
Игры на развитие слуха и формирование слухового внимания
- Отгадай-ка, что звучит. Карапузу наглядно объясняют, как звучит тот или иной предмет (бумага, погремушка, барабан), затем эти же звуки повторяют, но так, чтобы малыш не видел предмет, а попытался назвать на слух.
- Зайка на лужайке. Крохе нужно будет показать, как ведет себя зайчик в зависимости от погоды. Если «в лесу» солнечно – зайка прыгает на лужайке, если идет дождик – зайка прячется. Погоду определяет взрослый при помощи определенных звуков (например, солнечно – взрослый звенит бубном, дождик – бьет в бубен).
- Язык животных. Для этой игры понадобятся картинки с животными, нужно объяснить маленькому игроку, какие звуки издает каждое животное, затем попросить повторить, показывая разные картинки.
- Звонкий колокольчик. Карапуз должен с закрытыми глазами указать рукой, с какой стороны доносится звон колокольчика.
Упражнения для слуховой памяти
Не менее важно развивать слуховую память малыша, это поможет ему в будущем лучше учиться в школе и легче усваивать материал.
- Найди пару. Крохе называют пары слов (например, лес-медведь, море-кораблик и т.д.). Потом взрослый называет одно слово, а малыш должен назвать его пару.
- Стук-стук. Взрослый берет карандаш или ручку и стучит несколько раз, либо простукивает какой-либо ритмический рисунок (усложненный вариант), малыш должен повторить услышанное.
- 10 слов. Карапузу называют разных слов, а он должен назвать запомнившиеся, чем больше, тем лучше.
Развитие фонематического слуха у дошкольников является неотъемлемой частью подготовки к школе. В этом могут помочь следующие игры:
- Поймай слово. Малышу дается задание поймать слово с заданным звуком, а именно хлопнуть в ладоши, когда взрослый назовет слово, имеющее загаданный звук (например, [ш] – шишка, кошка, шаль, шорох).
- Поставь звук на место. Определить в какой части слова (конец, середина или начало) находится заданный звук.
- Выдумщик. Придумать несколько с загаданным звуком (можно усложнить – чтобы слово начиналось с этого звука, звук был в какой-либо части).
- По порядку. Карапуз должен по порядку произнести звуки загаданного слова.
- Что верно? Взрослый дает ребенку картинку, на которой изображено слово, затем говорит его в разных вариантах (например, бумага – пумага — бумака – тумага), ребенок должен назвать правильный.
дополнительноДети, родители которых стараются развивать фонематический слух, достигают значительных успехов в изучении иностранных языков, хорошо обучаются чтению и письму.
Возможные отклонения от нормы
Проблемы со слухом могут возникнуть у маленького человечка любого возраста, по самым разным причинам. Вследствие различных инфекций и заболеваний, наследственных факторов, травм, реакций на препараты, воздействия шума, врожденных аномалий развития слуховой системы и т.д.
важноСложнее всего диагностировать отклонения у малыша возрастом до 1 года.
До 1 года
- Конец 1 месяца. Карапуз не реагирует (морганием, вздрагиванием) на резкий, громкий, внезапный звук.
- Конец 3 месяца. Не ищет источник звука (отсутствуют движения глаз или головы), не обращает внимания на музыкальные игрушки.
- Конец 6 месяца. Не реагирует на звук шуршащей бумаги.
- Конец 7 месяца. Кроха не поворачивается к человеку, который обращается к нему.
- Конец 8 месяца. Не прислушивается к разговорам, не лепечет. Интерес к музыке и новым звукам полностью отсутствует.
- Конец 10 месяца. Отсутствует лепет, малыш не использует голос для привлечения внимания.
- Конец 12 месяца. Карапуз не проявляет интерес к музыке и окружающим его звукам, не пытается повторить простые звуки и слова, не реагирует на тихие звуки. Не понимает простых просьб и обращений.
От 1 года и старше
- Нет потери слуха. Малыш не испытывает никаких сложностей.
- Минимальная потеря слуха. Кроха плохо слышит удаленную и тихую речь, а также речь на фоне шума.
- Незначительная потеря слуха. Карапуз плохо слышит тихую и удаленную речь, в разговоре может не услышать короткие слова и окончания слов. На фоне шума слышимость почти отсутствует.
- Умеренная потеря слуха. Не воспринимает до 50% речи, особенно в шумных местах. Косвенные признаки: неспособность управлять свои голосом, его громкостью и интонацией, маленький словарный запас.
- Умеренно-тяжелая. Слаборазвитая речь, маленький человечек не различает и не слышит многие звуки.
- Тяжелая. Кроха почти не слышит окружающих его звуков. При разговоре внимательно следит за мимикой собеседника, буквально читает по губам.
- Высокочастотная потеря слуха. Карапуз плохо воспринимает согласные звуки, часть речи теряется и не воспринимается ребенком.
- Односторонняя потеря слуха. Одно ухо функционирует нормально, а на другом ухе наблюдаются отклонения.
информацияВ случае выявления нарушений слуха у малыша следует обратиться к оториноларингологу или сурдологу. На сегодняшний день существуют методы, позволяющие диагностировать снижение слуха в любом возрасте.
К методам аудиологического обследования относят:
- акустическую импедансометрию;
- компьютерную аудиометрию;
- метод регистрации вызванной отоакустической эмиссии.
Советы для родителей
Важно помнить, что хорошее слуховое восприятие – это в первую очередь развитие слухового внимания, памяти, речевого и неречевого слуха. В этом помогут игры, описанные выше. Немаловажно также следить за гигиеной и здоровьем своей крохи, своевременно обращаться к врачу.
Кроме того, для развития малыша можно использовать и подручные средства: шуршащие опавшие листья, морские раковины, бусы, банки из разных материалов, наполненные крупами, горохом, песком, камешками, сосуды с разным количеством воды, свистки, посуда, по которой можно ударять, и многое другое.
Также полезно петь детям песенки и читать сказки по ролям с разной интонацией.
Добавить комментарий