Нарушения развития детей

Нет ничего прекраснее здорового малыша, который радует родителей и бабушек с дедушками своими улыбками и достижениями. Но, к сожалению, иногда здоровье крохи может пошатнуться.

Нарушения физического развития

Основные признаки, по которым оценивают физическое развитие детей, это:

  • рост;
  • масса тела;
  • окружность головы;
  • окружность грудной клетки.

Фото pixabay.com

На уровень физического развития могут влиять множество факторов окружающей среды и индивидуальные особенности организма малыша. К ним относят:

  • негативное влияние на плод в процессе внутриутробного развития (курение, употребление алкоголя матерью, бесконтрольное употребление лекарственных средств и др.);
  • генетическая предрасположенность;
  • родовые травмы;
  • гормональные изменения в организме ребенка;
  • нерациональное питание.

Наиболее нестабильный показатель физического развития детей – масса тела. Отклонения в ту или иную сторону от среднестатистической нормы, которые не превышают 10%, не считаются патологическими и корректируются элементарно — при помощи коррекции питания крохи. Если же процент отклонения прогрессивно увеличивается, тогда речь идет о гипотрофии или паратрофии (ожирении). В этом случае без помощи врача педиатра уже не обойтись. В первую очередь доктор должен выявить причину изменения веса (алиментарного характера или изменения в здоровье малыша), а затем дать рекомендации, как наладить питание карапуза и скорректировать его вес.

Изменения роста зачастую связаны с гормональными изменениями. За рост ребенка отвечает соматотропный гормон — гормон роста. При его недостаточной выработке развивается такое заболевание, как нанизм, а при избытке – гигантизм. Соответственно, для нормализации роста малыша необходимо проводить коррекцию его гормонального фона и вести внимательное наблюдение за динамикой изменений.

Также важна оценка гармоничности физического развития детей, т.е. соотношения роста с массой тела, а также с размерами головы и грудной клетки. Дисгармония физического развития может наблюдаться при следующих патологиях:

информацияВ этих случаях дисгармоничное физическое развитие является только косвенным признаком патологии и требует глубокой диагностики здоровья ребенка. Что касается прогнозов для жизни и здоровья ребенка, то зачастую они благоприятные, при условии своевременной верной диагностики и правильного лечения.

Нарушения и задержка психического развития

Основными причинами отклонений в психическом развитии младенцев являются:

  • генетические заболевания;
  • патология головного мозга (гидроцефалия, микроцефалия, опухоли, эпилептический синдром);
  • заболевания эндокринной системы;
  • нарушения органов чувств;
  • социально неблагополучные дети (педагогическое безразличие родителей или опекунов).

Проявления заболеваний обычно зависит от формы патологии, ее причины и степени выраженности, но при этом можно выявить ряд признаков, которые характерны для большинства отклонений в психическом развитии детей. К ним относят:

  • эмоциональную лабильность детей (частые перепады настроения);
  • повышенную утомляемость;
  • скудность словарного запаса;
  • эмоциональная скудность или проявление эмоций, неуместных ситуациям;
  • нарушения сна;
  • повышенная возбудимость.

дополнительноЛечение нарушений психического развития проводится только в комплексе. В первую очередь необходимо выявить и начать лечить основное заболевание, которое провоцирует изменения со стороны психики ребенка. Также в комплекс лечения входит наблюдение у узкопрофильных специалистов: психологов, неврологов, логопедов, генетиков, нейрохирургов.

Как правило, прогноз для жизни деток при таких нарушениях благополучный, но как самим малышам, так и их родителям придется приложить усилия для того, чтобы кроха адаптировался к жизни в социальной среде.

Нарушения речи

Между работой головного мозга и развитием речи ребенка существует теснейшая взаимосвязь. Причинами отставания детей в речевом развитии могут быть:

  • внутриутробная гипоксия плода;
  • поражение слухового аппарата;
  • заболевания нервной системы;
  • отставание в психическом развитии, аутизм.

Очень часто причиной задержки развития речи является нарушение слуха ребенка.

Выделяют следующие типы нарушений речевой функции у детей:

  1. Расстройства, причиной которых являются органические заболевания ЦНС:
    • афазия (изменение, как восприятия, так и воспроизведения речи);
    • алалия (недоразвитие речи);
    • дизартрия (нарушение произношения).
  2. Функциональные расстройства нервной системы:
    • заикание;
    • сурдомутизм (глухонемота);
    • мутизм (немота).
  3. Нарушения речи, связанные с изменениями речевого аппарата.
baby-623417_1920

Фото pixabay.com

Уже с первых месяцев родители могут заметить, что их малыш не лепечет или не агукает. Со временем они отмечают, что карапуз все понимает, но при этом продолжает молчать. Дети поздно начинают произносить свои первые слова, их словарный запас скуден. Как правило, при задержке речевого развития происходит отставание во всех сферах общения. Т.е. кроме малого словарного запаса есть трудности в построении фраз и предложений, а также в эмоциональной окраске речи.

Для диагностики причин нарушения речевой функции малыша необходимо проверить его слух и состояние нервной системы, т.е. найти органическую или функциональную причину данного состояния.

Лечение проводится комплексно и включает в себя терапию основного заболевания, спровоцировавшего данное изменение и занятия с логопедом и психологом, которые помогут нормализовать речь или адаптировать ребенка и научить его общаться с окружающим миром другими способами.

Что касается прогноза для дальнейшей жизни ребенка, то здесь все зависит от того, на сколько глубокое поражение сопровождается изменением в речи. При нарушении слуха и его своевременной коррекции малыш быстро нагоняет своих сверстников. Если изменение речи является только одним из признаков и сопровождается другими органическими нарушениями или изменениями психики, в этом случае малыш может нуждаться в помощи психологов, неврологов или других специалистов для реабилитации и максимальной адаптации.

Умственная отсталость

Умственная отсталость – особое состояние интеллекта ребенка, которое характеризуется ограничением развития интеллектуальных способностей на фоне ограниченного функционирования нервной системы. Таким образом, можно сказать, что это функциональное нарушение нервной системы.

важноУ детей, страдающих умственной отсталостью, уровень интеллектуального развития ниже нормы, характерной для их сверстников. За счет этого малыши сталкиваются с трудностями в социальной адаптации, в обучении, а затем и во взрослой жизни. Степень социальной ограниченности зависит от глубины поражения.

Выделяют несколько степеней олигофрении:

  1. Дебильность – легкая степень умственной отсталости. Нарушения интеллекта выражены не явно, у деток присутствует механическая память, что дает им возможность обучиться чтению, письму и уходу за собой. Дети могут обучаться и достаточно хорошо усваивают информацию, предусмотренную специальной программой в школе. При своевременном выявлении и правильной реабилитации таких деток они могут хорошо адаптироваться к социальной жизни, как в детском, подростковом, так и в зрелом возрасте.
  2. Имбецильность – более тяжелое изменение в умственной сфере ребенка. Таким деткам гораздо сложнее даются процессы запоминания и воспроизведения информации, читают они просто механически, не понимая смысла прочитанного. Деятельность малышей характеризуется полным отсутствием инициативности и сводится к выполнению простых команд. В случае такой патологии обучаемость ребенка значительно затруднена, но все же возможна адаптация его к выполнению элементарных действий.
  3. Идиотия – наиболее тяжелая степень олигофрении. Изменения интеллекта столь значительны, что практически полностью отсутствует восприятие, мышление, осознание собственной личности. Малыши с такой патологией являются инвалидами и нуждаются в постоянном уходе взрослых и наблюдении специалистов.

Дети с ограниченными возможностями

Отдельно стоит затронуть вопрос о детях-инвалидах – малышах с ограниченными возможностями – физическими, психическими или умственными. Часто вся помощь таким крохам сводится к тому, что их помещают в специализированные школы-интернаты, где они имеют возможность обучаться. Но, безусловно, гораздо лучше и эффективнее будет происходить адаптация малыша к этому сложному миру, когда он будет в кругу любящих его родственников, сверстников, которые смогут стимулировать его стремление к развитию.

Уважаемые взрослые, помните: мало что сможет измениться в жизни детей с ограниченными возможностями, если мы не изменим свое отношение к ним.

Показать Скрыть комментарии (Один комментарий)

Комментарии (Один комментарий)

  • Анастасия 28 января 2015 01:47

    Мой первый ребёнок заговорил фразами очень поздно, только годам к 5, до этого объяснялся отдельными словами. Также у него присутствовало отставание в прорезывании зубов, что тоже является показателем невропатологии. В итоге уже в старшем возрасте был поставлен диагноз малая мозговая дисфункция и, как сказали врачи, это специфический тип нервной системы и лечить его невозможно. Такие дети гиперактивны и с раннего возраста с ними очень непросто бывает.

    Ответить

Добавить комментарий

Внимание: все комментарии проходят премодерацию.

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности