Аутизм у детей
Содержание:
Явление аутизма у детей в последнее время все больше и больше вызывает дискуссии относительно причин возникновения, симптомов, путей решения проблемы. И, вообще, как рассматривать эту специфическую форму в коммуникации: как заболевание или как особенности поведения, учитывая, что проявиться аутизм может не только до трехлетнего возраста, как принято считать, но и позже. Попробуем в этом разобраться.
Что такое аутизм
Под аутизмом следует понимать особенности работы мозга, которые приводят к различного рода психическим расстройствам, что сопровождаются задержкой в развитии ребенка и его необычным отношением к социуму. Слово аутизм пришло к нам из латинского языка: autos — «сам», следовательно, аутист – это замкнутый в себе. При аутизме у ребенка можно наблюдать:
- отсутствие интереса к окружению;
- нежелание вступать в общение даже с родными и близкими;
- выраженные страхи;
- возникающие сложности в приобретении социально-бытовых навыков.
важноПроанализировав указанные особенности в поведении, педиатры склонны считать, что аутизм — это заболевание, и чем раньше его диагностируют и начнут лечение, тем большему количеству аутистов помогут раскрыть и реализовать свои природные возможности.
К сожалению, в последнее время все чаще и чаще слышится этот неизлечимый диагноз. Проводимые исследования констатируют, что данной болезни подвержены больше мальчики, чем девочки. На 4-5 мальчиков-аутистов приходится одна девочка. Но каждый человек имеет право на счастье, значит, и этим «особенным» детям нужно научиться жить с таким диагнозом всю жизнь. И помочь им можно. Нужно только не закрывать глаза на проблему, а искать пути ее решения.
Причины аутизма у детей
Причины аутизма у детей интегрированные: это сочетание генетических особенностей с внешними факторами.
Существуют гены:
- отвечающие за предрасположенность к аутизму;
- влияющие на развитие головного мозга;
- контролирующие степень выраженности симптомов.
Сбои в одной генетической группе могут быть без последствий, но объединившись вместе, они приводят к аутизму. Причем иногда этот процесс происходит спонтанно, с учетом индивидуальных особенностей организма, а иногда это является наследственным проявлением.
Существует мнение, что если в семье есть один ребенок-аутист, значит, и в перспективе у этих же родителей может получиться подобный малыш. А если понаблюдать за родственниками этих людей, то и у них наблюдаются незначительно выраженные проблемы с коммуникацией.
К внешним факторам следует отнести вирусные инфекции, сложности в вынашивании ребенка, загрязнение воздуха.
информацияВ публикациях встречается версия, что к развитию аутизма имеют прямое отношение последствия вакцинации. Однако официально эта гипотеза не поддерживается, потому что без прививок растить здорового ребенка сегодня не представляется возможным.
Проявления аутизма
Аутизм у детей диагностируют в возрасте до трех лет, когда наблюдаются свойственные этому заболеванию симптомы:
- до двух лет ребенок не произнес ни одного слова;
- до трех не начал говорить;
- начинает говорить, а потом перестает и снова молчит;
- иллюзия, что ребенок не слышит;
- малыш раскачивается, ведет себя странно;
- играет не всей игрушкой, а только ее частью;
- не реагирует на внешние раздражители;
- привязан к определенным вещам;
- обеспокоен, когда меняется привычный режим или ритм жизни;
- играется в одиночестве;
- не ищет зрительно контакта.
Причем заметить что-то «ненормальное» в поведении ребенка можно уже на первом году жизни:
- до шести месяцев малыш не улыбается и мимикой не выражает радость;
- до девяти – не проявляет интерес к звукоподражанию;
- до года не жестикулирует.
важноЕсли вы, понаблюдав за поведением своего ребенка, нашли какие-то или даже многие из перечисленных симптомов, значит, нужно быть настороже. Возможно, действительно, вашему малышу нужна помощь. Однако не забывайте: не бывает «типичного аутиста». Проявления могут наблюдаться разные: от легких до тяжелых.
С возрастом подключаются другие сложности: интеллект развивается, не соответствуя возрасту, или не развивается вообще. В подростковом возрасте дети впадают в частые депрессии, а те, у кого все-таки интеллект средний или нормальный, подвержены неоправданным беспокойствам. Даже могут развиться проявления эпилепсии.
Окончательный диагноз – аутизм – поставить должен только врач-педиатр. И если ваш ребенок, к сожалению, попал под «особенную» категорию, начинайте действовать незамедлительно. Лечить аутизм сложно, но можно и нужно, даже зная, что эта болезнь неизлечимая.
Критерии для постановки диагноза
Заметив особенности в поведении своего ребенка, родителям следует незамедлительно обратиться к врачу.
Медики выделяют три категории признаков:
- Отношения в социуме.
- Коммуникативные способности.
- Узкоспециализированные интересы.
информацияУ педиатров есть выработанные нормативы, позволяющие понять, насколько у малыша проявляются симптомы аутизма.
Ребёнок обязательно должен пройти обследование слуха. Возможно, отклонения в поведении связаны с другими заболеваниями. Необходимость вынести диагноз врачом-педиатром или терапевтом объясняется тем, что очень важно профессионально указать на определенные сложности и помочь получить медицинскую помощь. Аутизм у детей требует определенного лечения. И помочь найти его могут только специалисты.
Сегодня сложно назвать одну единственную схему решения данной проблемы. Но однозначно все врачи склонны утверждать, что это должна быть комплексная терапия.
Система М.М. Кабанова
М.М. Кабанов (директор Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, заслуженный деятель науки РСФСР, д-р мед. наук, профессор, руководитель реабилитационной психиатрической клиники) сформулировал основные принципы работы с детьми-аутистами:
- Партнерские отношения семьи и врача. Последний должен относиться к семье, где есть больной ребенок, не как к работе, а как к части своей жизни. Активно и постоянно сотрудничать с этой семьей, чтобы ничего не упустить и дать возможность ускорить восстановление психического равновесия ребенка.
- Комплексность, разносторонность и разноплановость в работе.
- Интегрирование социальных и биологических методов.
- Ступенчатый переход одного мероприятия к другому.
- Цикличное возвращение к решению терапевтических, диагностических и реадаптационных задач, что поможет не только улучшить адаптацию аутичных детей в данный момент, но и будет способствовать более адекватному развитию психики в дальнейшем.
Именно реадаптации М.М. Кабанов отводит ведущую роль в лечении детского аутизма.
Разные подходы в решении проблемы аутизма у детей
важноЧем раньше начнется поведенческая терапия, тем быстрее придет вознаграждение: ребенок научиться обслуживать себя и общаться с людьми.
В лечении аутизма огромная роль отводится именно родителям, потому что главная их задача помочь ребенку приобрести социальные навыки. Только последовательный постоянный процесс личного примера может научить ребенка-аутиста ухаживать за собой: почистить зубы, умыться, одеться, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, поесть, убрать посуду и подобное.
Учитывая индивидуальные особенности аутиста, лечение может включать физическую или речевую терапию. Для лечения депрессии или обсессивно-компульсивного расстройства, возможно применение лекарств.
Люди, страдающие аутизмом, очень разные, протекание болезни неоднозначно в каждом отдельном случае. Поэтому и методы лечения должны быть подобраны индивидуально. И очень важно, чтобы в процесс лечения были вовлечены не только родители и врачи, но и все, кто связан с воспитанием ребенка: бабушки-дедушки, дяди-тети, друзья-приятели. Каждый будет пробовать разные методы, подходящие для лечения, а все вместе дадут положительный результат.
Лечение аутистов медикаментами
Отдельно следует сказать о медикаментозных методах решения проблемы. Только врач должен при необходимости подобрать правильное средство от аутизма для детей. Это может быть использование малых транквилизаторов. При этом следует обратить внимание на индивидуальные особенности в пропорциях между возбудимостью и торможением у ребенка. Здесь лучше в симптоматических целях применять:
- седуксен, элениум — если повышена возбудимость;
- триоксазин, медазепам (рудотель) и другие препараты, имеющие малый затормаживающий или достаточно стимулирующий эффект — когда в клинике заболевания налицо преимущество процессов торможения.
Во время лечения аутизма для снижения расторможенности и психомоторного возбуждения нередко пытаются назначать аминазин, но у большинства больных наблюдается обратных эффект: он только усиливает их. Применять его возможно лишь при явной уверенности в снижении порога возбудимости. Иначе даже одноразовый его прием может привести к усилению расторможенности. Галоперидол в малых (транквилизирующих) дозах неплохо купирует ряд фобий и может уменьшать возбудимость и расторможенность.
важноЛюбое медикаментозное вмешательство должно лечить аутизм, а не вызывать осложнения у ребёнка. Поэтому нужно быть очень аккуратным в подборе препаратов, чтобы не навредить своему малышу.
Заключение
В современном мире, к сожалению, нет способа победить аутизм. С этим диагнозом нужно жить и стараться быть счастливым. И только родные и близкие люди могут помочь этому осуществиться.
Необходимо найти семью, в которой тоже есть ребенок-аутист, и наладить дружеские отношения с ней. Постоянное общение таких семей даст возможность легче справляться со сложностями, вызванными заболеванием, более того позволит видеть явную положительную динамику в лечении.
Родителям стоит изучить эту проблему, искать нужную ребенку методику, которая поможет обучать, развивать, оказывать помощь и растить счастливого человека.
Добавить комментарий