- Главная
- Психическое развитие детей
- Психическое развитие от 3 до 4 лет
Психическое развитие трехлетнего ребенка
Психическое развитие – это неравномерный процесс. При этом происходят разнообразные изменения, характеризующие взросление вашего малыша – изменяется его поведение. Вы будете сталкиваться с тем, что в какой-то период ваше чадо ведет себя спокойно, но затем это сменяется эмоциональными всплесками, упрямством и непослушанием.
важноЧетвертый год жизни — это тот период, когда наступает новый уровень развития. Кроха начинает осознавать себя как личность.
Об этом свидетельствует то, что он перестает говорить о себе в третьем лице, и теперь на вопрос «Кто хочет кушать?» малыш ответит вам «Я», а не «Миша».
Постепенно у ребенка появляются задатки самостоятельности. И если родители не понимают его стремления и не стремятся его развивать, то рано или поздно возникает конфликт между маленькой личностью и взрослыми. Да, часто нам проще сделать что-то самим, чем научить этому малыша. Но ведь он хочет все попробовать и осилить собственноручно. Так же важно для крохи и то, чтобы взрослые воспринимали всерьез его стремления. Если же он начинает понимать, что с его желанием и мнением не считаются, то родителей ждет целая акция протеста. Этот период в жизни крохи описывают как «кризис трех лет».
Кризис трех лет
В психическом развитии ребенка трех лет появляются признаки, характерные для «кризиса трех лет»:
- Упрямство – эта черта проявляется в том, что малыш будет требовать даже то, что ему не нужно, или то, что уже и вовсе расхотелось. Отличить это от проявления настойчивости можно только, лишь, по тому факту, что настойчивость кроха будет проявлять в тех ситуациях, когда он действительно в чем-то нуждается, а не просто «Я так хочу».
- Негативизм – очень часто вы столкнетесь с тем, что ребенок начал делать все наоборот, наперекор вашим просьбам. Иногда его поступки могут даже быть против его собственным желаниям. Главное не так, как просят.
- Деспотизм – ваше чадо может пытаться диктовать вам, что и как вы должны сделать, руководить всеми вашими действиями.
- Гипертрофированная самостоятельность.
- Ревность – кроха будет требовать повышенного внимания к своей персоне. Особенно ярко выражена эта черта может быть в семьях, где есть второй ребенок. Тогда это может проявиться полной нетерпимостью к братику или сестричке.
информацияНо также, наряду со всеми отрицательными чертами характера, в возрасте трех-четырех лет маленький человечек приобретает очень много новых навыков, полезных для дальнейшей жизни.
Он пытается самостоятельно обслуживать себя:
- одеваться и раздеваться;
- чистить зубки и мыть ручки;
- купаться и собирать игрушки после игры.
Если же он не может что-то выполнить самостоятельно – кроха попросит о помощи старших. В играх малыш познает и примеряет на себя новые модели поведения, которые потом переносит в жизнь. В то же время к нему уже приходит осознание различия между игрой и жизнью, он перестает воспринимать игрушки, как живых существ.
У маленького человечка появляется различное отношение к разным людям, он начинает чувствовать индивидуальность каждого человека.
Но самое интенсивное развитие происходит в познавательных процессах ребенка. Он, не задумываясь, назовет вам все части тела, на которые вы укажите. Перечислит все основные цвета и даже распространенные оттенки. У малыша очень хорошая память, поэтому для него не составит труда повторять все, что вы говорите, заучивать свои первые стишки и рассказывать, вместе с вами, любимые сказки.
На что стоит обратить внимание
- задержка развития речи – малыш говорит отдельными словами, не использует фразовую речь, имеет ограниченный словарный запас;
- задержка развития игровой деятельности – игры крохи примитивны, однообразны, не имеют сюжетной линии;
- ребенок не может самостоятельно обслуживать себя – с трудом одевается и раздевается, не может пользоваться ложкой.
советПри появлении одновременно нескольких признаков, родителям лучше обратиться за помощью к специалисту.
Советы родителям
- Постарайтесь дать крохе больше самостоятельности. Расширьте круг его обязанностей, но в то же время старайтесь не забывать и о его правах. Не стоит бежать на помощь, если вас об этом не попросили.
- Проявляйте твердость своего характера и своих решений. Если вы что-то запретили ребенку, это должно соблюдаться строго всеми членами семьи. Но помните, что нельзя запретить все. Постарайтесь крохе доступно объяснить, почему он не должен этого делать. Например, почему нельзя вырывать ручку и убегать, переходя дорогу.
- Помните о том, что вы — главный пример для подражания. Поэтому не забывайте следить за своими словами и поступками в присутствии ребенка. Разговаривайте с ним как со взрослым. Интересуйтесь его мнением, спрашивайте, как он относится к той или иной ситуации.
И главное — показывайте малышу свою любовь, пусть он чувствует и знает как он дорог своим близким.
Добавить комментарий